Чтобы владеть вопросом, можно почитать коллективное обращение бывшего коллектива ГМЗ Ораниенбаум, разогнанного, видимо, по этой причине Знаменовым руками Главного ликвидатора Воротникова (Знаменов уничтожил в первую очередь научный отдел, заменив музейных хранителей своими людьми, пострадали культурно-массовый и экскурсионный отделы).
Это обращение также актуально (и даже более актуально, если знать последствия варварской ликвидации ГМЗ Ораниенбаум) и требует аналогичных обращений президенту, новому министру культуры Авдееву, в Генеральную прокуратуру и прочие органы.
Обращение датировано 2004 годом, после чего начались репрессии по отношению к Ораниенбауму:
---------------------
Президенту Российской Федерации В. В. Путину
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
Коллектив и Ученый совет Государственного музея-заповедника
«Ораниенбаум» обращается к Вам в связи с обстоятельствами рассмотрения
вопроса о дальнейшей судьбе и юридическом статусе нашего музея.
Созданный Постановлением Совета Министров РСФСР от 5 января 1983г. (№4) музей-заповедник «Ораниенбаум» представляет собой самостоятельный уникальный комплекс, сложившийся в XVIII - XX в.в. на основе усадьбы А.Д. Меншикова, сподвижника Петра I. В середине XVIIIв., при Петре III и Екатерине II, по проекту итальянского архитектора Антонио Ринальди были созданы единственные в своем роде ансамбли: крепость Петерштадт с дворцом Петра III и Собственная дача Екатерины II, в которую вошли Китайский дворец и Катальные горы с павильоном. Сегодня на территории в 162 га размещены 18 памятников федерального и 10 памятников местного значения. Один из крупнейших в России пригородных музеев-заповедников, Ораниенбаум, играет особую роль в контексте русской и мировой культуры, как единственный подлинный комплекс, сохранившийся в годы Великой Отечественной войны и находящийся под охраной ЮНЕСКО (Список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО №20, перечень объектов №2 С-540 от 12.12.1990, 14-я сессия Комитета Всемирного наследия).
Таким образом, исключительная уникальность и подлинность его объектов, масштаб ансамбля, его значение в истории мировой культуры, подразумевают высокий статус не только памятников, но и музея.
Те обстоятельства, что г. Ломоносов (Ораниенбаум) в годы Великой Отечественной войны не был оккупирован фашистскими войсками, а его памятники не подверглись тотальному разрушению, как это не ужасно и не парадоксально звучит, оказались не совсем благоприятными для сохранения и развития музея в последующий период. В послевоенное время первоочередными считались задачи восстановления Павловска, Петергофа, Пушкина (Царского Села). Дворцы-музеи и парки Ломоносова (с 1983 – Государственный музей-заповедник «Ораниенбаум») финансировались по остаточному принципу, что продолжилось и в годы реформ, т.е., в последние двадцать лет. Это привело к резкому ухудшению состояния памятников ансамбля; не укреплялась материально-техническая база, затягивался вопрос о передаче и музеефикации Большого (Меншиковского) дворца, впрочем, этот вопрос не решен и до сих пор. Две трети здания и сегодня безосновательно занимает НИИ «Мортеплотехника».
Мы понимаем, что сейчас необходимо кардинально ускорить решение вопросов дальнейшего развития музея-заповедника. Поэтому, например, решение Правительства о переподчинении музея-заповедника Министерству культуры РФ, а следовательно – повышение статуса музея как хранительского, культурно-просветительского и научного учреждения до федерального, было бы воспринято коллективом музея позитивно. Мы ожидали, что непосредственное руководство музеем со стороны Министерства культуры Российской Федерации благотворно скажется на стабильности и развитии всех сторон его деятельности.
Мы считали, что такое решение Министерства культуры подтвердило бы, что у ГМЗ «Ораниенбаум» есть потенциал для самостоятельного развития. Однако, переход музея-заповедника под федеральное управление в очередной раз (за последние четыре года) связывается с идеей о возможности объединения двух заповедников ГМЗ «Ораниенбаум» и ГМЗ «Петергоф» в единый комплекс.
Как показала история, Ораниенбаумские дворцы – музеи наиболее сильно пострадали в 1925-1939 гг. - период объединения под эгидой «Петергофа». Это время разорения музейных коллекций и закрытия созданных после революции дворцов-музеев, упадка дворцово-паркового ансамбля. Объединение музеев в первые годы советской власти не было случайным и объяснялось тяжелым финансовым положением в стране. В это время проводилась концентрация музейной сети, на основе филиализации музеев - присоединении малых музеев к крупным. Но этот процесс, как отмечали крупные специалисты музейного дела, «отнюдь не должен быть понимаем как систематическое поглощение и растворение малых музеев большими, как поголовное обращение ныне самостоятельных музеев в простые части музеев больших. Объединяемые музеи, подчиняясь единой высшей руководящей воле ученых советов или коллегий больших музеев, должны сохранять автономию своей научной работы, известную свободу пополнения коллекций и известную их неприкасаемость. В основе объединения должна лежать идея союза, а никак не великодержавства. Этот взгляд должен найти четкое отражение в уставах этих музеев и служить основой всех их будущей работы». Однако на деле все вышеназванные принципы остались, за очень малым исключениям, только на бумаге, а политика филиализации себя не оправдала, и привела к закрытию и ликвидации всех музеев-филиалов. К ним относится и Ораниенбаум, который получил не залечиваемые раны.
Пострадали музейные здания. Дирекцией Петергофских музеев Катальная горка была передана под склад зерна, дворец Петра III – под общежитие командного состава воинской части. Как музей работал только Китайский дворец. В связи с этим большая часть исторических музейных коллекций была перераспределена между различными музеями, частично вывезена в Петергоф, где многие раритетные экспонаты и предметы отделки интерьеров исчезли безвозвратно, в частности, редчайший иконостас работы Ивана Зарудного из Церковного павильона Большого дворца. А позднее погиб и вывезенный в Петергоф плафон Д.Б. Тьеполо «Отдых Марса».
Только в 1939 году Президиум Ленсовета, учитывая «Особую художественную ценность Китайского дворца и необходимостью приведения в порядок этого дворца и парка…, вынес постановление о выделении вновь в самостоятельную единицу «Ораниенбаумские дворцы-музеи» с непосредственным подчинением Управлению Культурно-просветительных предприятий». В постановлении отмечалось, что дирекция Петергофских
дворцов и парков не уделяла должного внимания Китайскому дворцу. То же самое произойдет и в этот раз.
С момента создания каждый из комплексов развивался в своем направлении, и эти два заповедника не связаны ни историей, ни коллекциями. Предполагаемое объединение является искусственным и не принесет пользы ни одному из них. «Ораниенбаум» вновь станет пасынком, так как история уже показала, что подобное объединение не может дать положительных результатов. Тем более опасно объединять такие разнородные памятники, опираясь только на амбиции и личность директора ГМЗ «Петергоф», какой бы яркой и профессиональной она не была.
В этом контексте мы воспринимаем заявления о том, что соединение двух музеев-заповедников приведет к улучшению работы «Ораниенбаума» как «спекулятивные». Тем более, что не выдерживает никакой критики заявление директора «Петергофа» В.В. Знаменова, сделанное им в телеинтервью в начале декабря 2004 года, в котором в качестве единственного и главного аргумента обоснования слияния музеев приводится следующее: «оба музея находятся на южном берегу Финского залива».
При существовании Распоряжения № 184-р Федерального Агентства по управлению федеральным имуществом объединение ГМЗ «Ораниенбаума» и «Петергофа» также представляется сомнительным. К ГМЗ «Петергоф» могут, безусловно, перейти только коллекции!
В настоящей ситуации, прежде всего, необходимо учитывать перспективы и закономерности развития музейного ансамбля. Дворцы Ораниенбаума исторически были противопоставлены Петергофскому ансамблю не только своей камерностью, стилистической цельностью (единственные памятники в стиле рококо в России) и изысканностью, но и методами ведения реставрационных работ не на воссоздаваемых заново, а на подлинных памятниках XVIII века. Потеря самостоятельности может привести к ошибкам в определении стратегии развития заповедника и к потере его индивидуальности.
У нас вызывает возмущение келейность в решении этого вопроса чиновниками, без проведения профессиональной экспертизы, обсуждения в Российском комитете Международного Совета музеев и Российской Комиссии по делам ЮНЕСКО, на Межмузейном совете Санкт-Петербурга и коллегии Министерства Культуры РФ, наконец, без обсуждения с коллективом, численностью более 200 человек, Ученым советом ГМЗ «Ораниенбаум». Мы не понимаем, как можно решать судьбу комплекса памятников культуры, входящих в список Всемирного культурного наследия ЮНЕСКО и имеющих мировое значение и без широкого общественного обсуждения.
Еще большее возмущение, буквально ПРОТЕСТ, вызывают заявления Руководителя Федерального агентства по культуре и кинематографии М.Е. Швыдкого, сделанные им в Москве (на заседании Попечительского совета Фонда «Ораниенбаум» 02.12.02004, о чем сообщил нам директор музея Н.А. Конотовский), а 08.12. 2004 в Санкт-Петербурге, о том, что «если исторические здания и сооружения будут переданы Управлению делами Президента, то музейные коллекции будут изъяты и переданы в ГМЗ «Петергоф». А что такое музеи или исторические памятники без коллекций? Старые домики и сарайчики. Смеем предположить, что в данном случае бывший Министр М.Е. Швыдкой лукавит, замалчивает, что в дальнейшем музеев здесь и вовсе не будет.
Господин М.Е. Швыдкой, по сути дела, призывает к уничтожению выдающегося памятника отечественной и мировой культуры. То, что не смогли уничтожить фашисты в годы Великой Отечественной войны, намереваются уничтожить в год 60 - летия Победы. К тому же, мы совсем не понимаем, почему согласовавший и ратовавший за передачу зданий и сооружений в Управление Делами М.Е. Швыдкой (объявивший об этом 07.09.2004) через три месяца делает противоположное заявление, в котором выражается крайняя «озабоченность» за судьбу коллекций музея в связи с подобной передачей. Но в его искренность НЕВОЗМОЖНО ПОВЕРИТЬ.
СУДЬБА МУЗЕЯ И ЕГО УНИКАЛЬНЫХ СОБРАНИЙ ПРОДОЛЖАЕТ НАХОДИТЬСЯ В ОПАСНОСТИ !
Глубокоуважаемый Владимир Владимирович!
В связи с вышеизложенным, мы обращаемся к Вам с просьбой – направить решение вопроса о юридическом будущем ГМЗ «Ораниенбаум» в цивилизованные рамки, остановить процесс ликвидации Государственного музея-заповедника «Ораниенбаум» путем слияния двух музеев, изъятия исторических музейных коллекций, разрушения исторического облика выдающегося памятника русской и мировой культуры.
Настоящее обращение было принято единогласно на заседании Ученого совета Государственного музея-заповедника «Ораниенбаум» 08 декабря 2004 (список прилагается)
Заместитель директора по учету и хранению,
Заслуженный работник культуры РФ В.С. Лискова
Заместитель директора по научной работе,
Член Президиума Российского Комитета
Международного Совета музеев (ИКОМ) Ю.В. Мудров
Зав. экспозиционно-выставочным
отделом М.П. Лебединская
На заседании Ученого совета Государственного музея-заповедника «Ораниенбаум» 08 декабря 2004 присутствовали:
Председатель Ученого совета
Директор ГМЗ «Ораниенбаум» - Н.А. Конотовский
Зам. директора по научной работе – Ю.В. Мудров
Зам. директора по учету и хранению
музейных фондов – В.С. Лискова
Зам. директора по реставрации и хранению парка – М.Н. Кочнева
И.о. зам. директора по экскурсионно-массовой работы – Н.Г. Юрова
Главный архитектор – Н.П. Величко
Ученый секретарь – С.В. Смирнова
Пресс-секретарь – В.Л. Сац
Зав. отделом «Собственная дача» - В.Г. Клементьев
Зав. экспозиционно-выставочным отделом – М.П. Лебединская
Зав. отделом культурных программ – Б.У. Ибраева
Старшие научные сотрудники и научные сотрудники:
Е.И. Кочерова, И.П. Беляева, Д.А. Зайцева, Е.Ю. Харькова, Т.О. Королева, Л.Н. Фирсова, Р.Х. Сибагатова, А.Н. Горлова, Е.Г. Денисова, Н.В. Теплякова, О.В. Рожнова, Е.В. Ратушная, Е.Р. Львова, Е.В. Севастьянова, О.В.Сидоренко
ПРИГЛАШЕННЫЕ:
Директор по инвестициям Фонда развития и
восстановления дворцово-паркового
ансамбля «Ораниенбаум» - А.В. Шимберг
Представитель Городского собрания
полномочных представителей общественных
организаций города Ломоносова – Б.В. Жихарев
--------------------
Не раскачивайте лодку - ботексную крысу укачивает!