Архитекторы не советуют делать Охтинский мыс только музеем
Metro (Санкт-Петербург)
28.10.2011

Сегодня напротив Смольного - длинный синий забор, за которым находится большой участок, где ранее предполагалось строительство "Охта центра" - общественно-делового комплекса структур Газпрома
Проект перенесли, а судьба участка так и остается неизвестной.
Что могло бы появиться на Охтинском мысу? Музей, жилые дома, завод, офисы, парк? Вот что думают по этому поводу архитекторы.
ВЯТОСЛАВ ВЛАДИМИРОВИЧ ГАИКОВИЧ, заслуженный архитектор России, вице-президент санкт-петербургского союза архитекторов, член градостроительного совета при правительстве Санкт-Петербурга, руководитель архитектурной мастерской "Студия 17":
Хорошо, если бы на этой территории город построил театр, музей, концертный зал, спортивные объекты, ландшафтный парк - в общем, многофункциональный культурный центр. Но это мечты. Город не сможет.
Очень хочется оставить эту территорию общегородским пространством, где минимальна коммерческая составляющая, а культуры - по максимуму. Нет смысла превращать весь участок в музей археологии.
Раскопанные памятники важны, но они смогут стать лишь небольшой частью культурного комплекса.
ВЛАДИМИР АНАТОЛЬЕВИЧ ГРИГОРЬЕВ, архитектор, член градостроительного совета при правительстве Санкт-Петербурга, руководитель архитектурного бюро "Григорьев и Партнеры":
Объединить на Охтинском мысу историю и девелоперский проект возможно. Проект нужно ограничить условиями по сохранению культурного наследия, что, конечно, может повлиять на его рентабельность, и самое главное: очень хочется, чтобы хоть один раз мы обошлись без "бодания" коммерции и культуры.
ВЯЧЕСЛАВ ОРЕСТОВИЧ УХОВ, заслуженный архитектор России, член-корреспондент международной академии архитектуры, профессор кафедры архитектуры Академического института имени Репина, вице-президент санкт-петербургского союза архитекторов, член градостроительного совета при правительстве Санкт-Петербурга, руководитель "Архитектурно-проектной мастерской Ухова В.О.":
Конкретных идей у меня пока нет. Мне кажется, что любой городской участок должен быть мультифункциональным. Очень редко город нуждается в каком-то узкоспециализированном функционале. Город должен быть прежде всего для людей! Так что на этом месте можно строить и бизнес-центры, и жилье, и музеи... Не думаю, что это должно быть резервацией из одного, пусть даже хорошего музея.
БОРИС АЛЕКСАНДРОВИЧ ПОДОЛЬСКИЙ, архитектор, директор "Санкт-петербургского отделения головного проектного и научно-исследовательского института РАН":
Что может быть на Охтинском мысу? Да что угодно, главное, что не небоскреб. Думаю, нашему городу, богатому на воду, чрезвычайно не хватает благоустроенных береговых линий, набережных - как на море, так и речных. Так что Морской-си-ти весьма уместен на Охте. Здесь можно построить гостиницы, причалы для лодок и яхт, ресторанчики и кафе.
ФЕЛИКС ВИКТОРОВИЧ БУЯНОВ, архитектор, секретарь совета по работе с молодежью союза архитекторов Санкт-Петербурга, член градостроительного совета при правительстве Санкт-Петербурга, руководитель архитектурной мастерской "Б 2":
Я лично несколько раз бывал на площадке бывшего "Охта центра" и понимаю, что большой археологическо-историче-ский музей на основе раскопок там невозможен. Он будет неинтересным. А создавать музей искусственно - это явный новодел, что противоречит самой идее сохранения культурного наследия. Это стало бы слишком вольной интерпретацией истории. Охтинский мыс прекрасно подходит для создания многофункционального центра: жилье, офисы плюс культурная составляющая. Необходимо музеефицировать "пятно" Ниеншанца, сделать крытую неотапливаемую площадь-музей, как, например, в Sony Center на PotsdamerPlatz в Берлине. Такое музейное соседство повысит привлекательность и жилья, и деловой зоны. Территория будет жить и днем, а вечером люди приобщались бы к сохраненному таким современным способом культурному наследию.
АНДРЕИ ГЕННАДЬЕВИЧ ШАРОВ, руководитель архитектурной мастерской "Рейнберг & Шаров":
Идеальный сценарий для Охтинского мыса - музейный комплекс, показывающий историческое развитие слоев города. Однако это нереально, учитывая небольшое количество серьезных экспонатов, найденных при раскопках, тем более что-то и погибло при этих археологических работах. Да и собственно сами раскопы этих мест весьма малы для приличного музея, способного привлечь публику. Полноценный музей данного исторического места не получится. Возможна лишь вновь созданная конструкция с искусственно привнесенными экспонатами. Конечно, замалчивать найденное не надо, однако это и не является невероятным событием.
Поэтому, если город пойдет на создание музея, проект должен быть очень-тщательно продуман, чтобы здание не пустовало в дальнейшем. Участок сложный, я знаком с ним. Имеет большие обременения. Территории для застройки с учетом современных требований там немного. Скорее всего, возможна лишь периметральная застройка - жилье,
АНАТОЛИИ АРКАДЬЕВИЧ СТОЛЯРЧУК, заслуженный архитектор России, советник российской Академии Архитектуры и Строительных Наук, профессор Международной Академии Архитектуры, генеральный директор ООО "Архитектурная мастерская Столярчука":
Концепция освоения Охты стала темой нескольких дипломных работ в СПбГАСУ и Академии художеств у выпускников 2011 года. Работы получились разными. Мне понравился проект без жилья, отелей и маркетов. Главная идея-организация общедоступной рекреационной зоны. Не просто музей на основе раскопок, а создание некоего центра притяжения - выставки, общепит, кино, прогулочные аллеи... Самое главное - на Охтинском мысу не должно быть высотного и высокого строительства. Надо максимально прижаться к земле, создать архитектурный ландшафт, завязанный с землей и Невой, серьезное озеленение, продуманные парковки. Но просто отдать это место под жилую застройку нельзя. Строительство делового квартала повлечет огромные транспортные проблемы. Бюджет не потянет этот проект. Остается надежда на бизнес.
ОЛЕГ МАНОВ, молодой архитектор, творческое объединение "Acade-micus":
Современный музей - это уже не музей в классическом понимании. Это не только хранение и экспонирование исторических экспонатов. Сегодня музей - это некий центр просвещения и образования, развлечений и торговли, кино, искусства и бизнеса. Меня весьма впечатлил лондонский Музей современного искусства Тейт Модерн, построенный по проекту архитекторов Херцога и де Мерона. Это галерея, это музей. Но это и коммерческий проект, который предлагает культурные, развлекательные и торговые функции. Все пользуется огромным спросом! Галерея является лидером в Европе среди музеев по посещаемости.
Охтинский мыс отлично подходит для подобного проекта. Музей ради музея не нужен. А вот музей круглогодичный, круглосуточный, с миллионом различных услуг-да, будет востребован в Петербурге. Думаю, такой проект должен быть интересен бизнесу. Выигрыш несомненен. Жилье напротив Смольного-это слишком сильно. А вот офисы в музейном комплексе вполне можно разместить.